Истории успеха
«UX-дизайн - это возможность менять мир»

«UX-дизайн - это возможность менять мир»

Алена Голактионова Графический дизайн и брендинг
Product Design Engineer, Банк ВТБ (Москва)

Мне повезло. Я особо не выбирала, моя прабабушка была художницей и водила меня в художественную школу. Поэтому после 9 класса я решила получать профессиональное обучение. Был выбор: либо в художники, либо в дизайнеры. Мне показалось, что дизайн более интересная специальность. Я считаю, что дизайнером может стать каждый, это вопрос прокачки навыков, усидчивости, сфокусированности.

У меня была такая история. Я сначала училась на дизайне среды, но  поняла, что это не мое, абсолютно. Даже не работала. Когда прошла практику, еще больше убедилась, что я не буду работать в этой профессии. И мне хватило смелости поменять специализацию, переквалифицировалась в графического дизайнера.

После института работала классическим граф.дизайнером: мелкий брендинг и верстка печатных изданий. В этой работе проблема: очень тяжело оценить результат, всегда можно бесконечно улучшать лого или иллюстрации. Среди челябинских компаний я работала в Aspro и Everypixel. Aspro основана в 2006 году, разрабатывает готовые сайты на платформе 1С-Битрикс. Everypixel Group — инновационная компания, которая создаёт продукты для авторов контента.

UX дизайн стал для меня открытием, т.к. он состоит из психологии поведения, проектирования, композиции и при всем этом достаточно измерим. Т.е. всегда понятно: справился дизайнер с работой или нет. И главное, что он о реальной помощи пользователям, а не о просто красивом и аккуратном макете.

После графического дизайна я пошла на сужение специальности. Я как человек, достаточно критичный к себе. Очень тяжело делать работы и не понимать, хорошо ты их сделал или нет. И для меня до сих пор графический дизайн в таком общепринятом понимании – это брендинг, логотипы. Даже, если сделал отличную работу, со сколькими людьми я ни разговаривала, никто до конца не верил, что он сделал хорошо. И эти мучения, когда ты не спишь ночами и думаешь может надо было по-другому. Это так выматывает.

В UX дизайне для меня гораздо все понятней. Там свои сложности, но в то же время очень легко оценить, сделал ты хорошо или плохо. У каждой задачи свои метрики. Где-то нужно, чтобы была хорошая обучаемость, где-то нужно, чтобы кликнули и провалились в какой-то материал. Поэтому метрики очень разные.

Любой дизайнер, который занимается цифровым продуктом – это ux-дизайнер. Это про то, как пользователь взаимодействует с твоим продуктом, не важно что это. Это какая-то кнопка в интерфейсе, или этой целый большой продукт в интерфейсе, или это баннер, т.е. любая цифровая вещь, сущность, она так или иначе подразумевает, что пользователь будет с ней так или иначе  взаимодействовать. И сделать этот опыт максимально комфортным для пользователя и максимально выгодным для бизнеса, любовь между пользователем и бизнесом – это задача дизайнера.

Цифровой дизайнер должен улучшить жизнь пользователя. Это может быть удобная вещь, которая выполняет свою функцию, под определенную задачу. Если говорить о дизайнерах одежды, модельерах, которые шьют под определенную задачу свою одежду. Это интерьер, который выполняет определенную задачу, это цифровой продукт. Графический дизайн тоже выполняет коммуникативную роль. Так или иначе, мы говорим, как пользователь взаимодействует и общается с вашим продуктом. Под продуктом я понимаю любой результат, который дизайнер выдает. От большого продукта, если мы говорим о какой-то банковской системе до какого-то маленького виджета, например. 

Дизайнер в банке – это интересное направление, в меру сложное, но от этого еще более интересное. Очень много, как ни странно, не проектирование как таковое, а исследование, т.е. исследование поведения пользователя, исследования решений, просмотр референсов. В том плане не визуальных референсов, а референсов как решение какой-то проблемы пользовательской, проведения касдевов (Customer Development).

Касдевы - это глубинное интервью с пользователем, когда без прямых вопросов ты пытаешься понять, интересен твой продукт пользователю, либо узнать, какие проблемы у пользователя есть с твоим продуктом. То есть это такое интервью, когда ты пытаешься ответить для себя на какие-то вопросы. Для того, чтобы не потратить кучу времени и, соответственно, денег бизнеса, неважно это физический клиент или целая система. Банку, чтобы сэкономить ресурсы, лучше какие-то вещи протестировать на простых прототипах пользователя и понять, работает оно или не работает. Не работает – уйти и доработать, чтобы оно работало, или вообще отказаться от идеи, чем потратить деньги. Большая часть работы - это анализ работы, какой-то логической связи и какой-то пользы.

Любая профессия по-своему сложная, по-своему простая. Если у вас лежит к этому душа, если, в принципе, ваш характер позволяет заниматься этой работой, то это большое удовольствие, и я не могу сказать, что это тяжело. Есть какие-то подводные камни, это бесконечная учеба, которая никогда не закончится, даже сейчас, когда я состоялась как специалист. Потому что каждый раз какие-то новые технология, новые методы, которые нужно изучать, нужно применять. Конкуренция растет и соответственно нужно за всем этим следить. 

Самое сложное в моей профессии и в большинстве профессий, которые занимаются дизайном, – это оставаться актуальным, вовремя учиться, и не терять внимания к своему самообразованию, чтобы лучше работать.

Я ехала в Москву, выбирала из нескольких компаний, ещё в Челябинске, и предполагала, что у меня есть такой выбор. Во-первых, мне понравилась команда, которая меня собеседовала. Это фанаты, которые работают не ради зарплаты. Им важно дело. Сейчас я не могу назвать ни одного человека из команды, который работал бы спустя рукава.

Когда я выбирала, мне хотелось  попробовать себя в большой компании. Хотелось сказать: вот я там работала, я сделала вот это и сделала классно. Не то чтобы революцию свершить, но что-то значимое сделать.

Я проходила онлайн-собеседование, конечно. Обычно в Москве несколько этапов собеседований. Поэтому было несколько компаний, которые я рассматривала, в которых пробовалась. 

Я считаю, что на нас, провинциалах, все держится. У нас очень много талантливых ребят. Вообще мне нравятся люди из регионов, как я сама, те, с кем я училась и с кем мне довелось работать.

Команд очень много и каждая команда укомплектована в полном наборе. Поэтому я общаюсь со всеми в своей команде и стараюсь общаться максимально со всеми людьми из других команд. Потому что когда ты делаешь один большой продукт очень важно чтобы не делать как лебедь, рак и щука. Чем больше продукт, тем больше работы. 

Это же возможность менять мир. Улучшать мир. Это просто офигенно. И в тоже время это не так опасно, как например медицина. Есть такая возможность безопасно менять мир. Мы не берем архитекторов, которые могут построить какое-то здание. Это творчество. Творчество - это потрясающая вещь, которой ты можешь заниматься всю свою жизнь. Ты никак ни от чего не зависишь, кроме своего собственного мозга. И мы видим примеры дизайнеров, которые до 80 лет сохранили прекрасную память и осознанность. Нормальную работу мозга, благодаря тому, что они постоянно им работали.

Я бы не советовала выбирать дизайн людям, у которых повышенная тревожность и какая-то тяга к перфекционизму, это будет очень тяжело. У меня много примеров, люди которые отучились на разные инженерные специальности - это тоже дизайнерская штука.  Очень много примеров когда юристы переучились на каких-то дизайнеров. Это круто. Я люблю дизайн и всем советую.

Другие истории

Хочешь стать студентом МИДИС?

Шрифт
Кёрнинг
Гамма
Свернуть