В ходе работы обсуждалась функциональная модель кампуса, реализуемого в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
Вместе с Ириной Гехт, первым заместителем губернатора Челябинской области, обсудили:
— участие вузов в управлении, распределении учебных лабораторий, жилого фонда;
— стратегию привлечения абитуриентов;
— возможность коммерциализации тех разработок, которые будут вестись в лабораториях.
«Кампус – это не просто комплекс инфраструктурных объектов. Это новая среда и качество образования для развития региона», – подчеркнул Виталий Литке, заместитель Минобрнауки региона.
Все объекты кампуса должны стать частью экосистемы и жить, как единый организм. Все должно работать на общие цели – развитие в регионе науки и технологий, повышение привлекательности региона для молодёжи, создание новых бизнесов.
Технопарк – это ключевой объект, в котором должны заработать связки образования, науки и бизнеса. Тут важно не просто сдать в аренду квадратные метры, а создать условия, в которых бизнес сможет решать свои R&D-задачи (задачи развития и инноваций), создавать новые продукты и технологии при участии команд университетов и студентов. Сейчас эти связки работают неважно. При этом однозначно необходимо соблюсти интересы вузов в части науки: публикации, защиты и т.д. Но первичен все же продукт с потенциалом коммерциализации, а не только теоретические выкладки с неоднозначными перспективами по внедрению.
Очень важно, чтобы кампус стал местом притяжения. А для этого там должна кипеть жизнь. Питч-сессии, встречи с менторами и инвесторами, концерты, спортивные турниры, культурные события, акселераторы, клубы по интересам, конференции, митапы – это всё должно наполнять жизнь кампуса в ежедневном режиме. А задача по наполнению жизнью этого объекта даже сложнее, чем сдача в аренду кв.м.
Сервисы для резидентов кампуса – это тоже важная часть успешной реализации таких проектов. Сервисов должно быть много: от бытовых (организовать кофе в переговорке) до коммерческих (разработка маркетинговой стратегии) и технологических (создание прототипа в центре коллективного пользования). В этом направлении очень важно провести качественный cust dev и создать максимальные условия для развития.
Раз проект реализуют правительство региона, министерство образования и 6 вузов, то может показаться, что студенты, сотрудники университетов – это единственные пользователи этого объекта. Но на самом деле конечно не так. В кампусе должна быть повестка для разных целевых групп.
— Школьники. Они как можно раньше должны попадать в проектные команды внутри кампуса и строить для себя профессиональные маршруты внутри региона.
— Бизнес. В кампусе представители компаний реального сектора должны в режиме одного окна получать возможность закрыть свои бизнес-задачи: будь то проведение НИОКР или подбор в команду старшекурсника. Тут важно понимать, что те компании, которые станут резидентами и партнёрами кампуса, получат доступ к самым талантливым и проактивным студентам.
— Стартапы. Сейчас в нашем городе сервисы для технологичечких предпринимателей разрознены как территориально, так и с точки зрения подведомственности. Разобраться в этом не так просто. Кампус – это то место, где всё это должно быть упаковано в одно окно (от грантовых программ и акселераторов, до работы с инвесторами, помощи в выходе на новые рынки и т.д.).
На базе МИДиС сейчас открылся Центр промышленного дизайна. В наших лабораториях дизайнеры работают совместно с роботами. На прошлой неделе в коворкинге появился новый «житель» – робот KUKA, который станет помощником в создании сложных арт-объектов. Его и представили гостям стратсессии. Когда кампус откроется, часть лабораторий ЦПД переедет туда.
Поэтому мы все с нетерпением ждём открытия кампуса, чтобы сделать регион передовым.
В публикации были использованы цитаты: https://vk.com/wall2613062_6412 и https://t.me/nauka74/387