международный институт дизайна и сервиса
Новости
На кого теперь учиться: как высшее образование отреагирует на новые вызовы

На кого теперь учиться: как высшее образование отреагирует на новые вызовы

Интервью с первым проректором Международного Института Дизайна и Сервиса Максимом Усыниным

Сегодня мир стремительно меняется, и то, что было незыблемо ещё вчера, требует новых подходов. Не стала исключением и область образования: студенты и школьники вынужденно ушли на каникулы именно в тот момент, когда нужно готовиться к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы. Для многих родителей вопрос о будущем профессиональном образовании их детей стал особенно острым: какую профессию теперь выбрать, чтобы в подобных ситуациях не остаться без работы? На самом деле, не нужно отказываться от своей мечты. О главных антикризисных компетенциях, которые позволят удержаться на плаву в любой ситуации, рассказал первый проректор Международного Института Дизайна и Сервиса Максим Усынин.

— Максим Валерьевич, какую профессию выбрать абитуриенту в этих быстро меняющихся условиях? Что станет востребованным в ближайшем будущем?

— Выбирать нужно ту профессию, к которой у тебя есть страсть. Если хочется освоить профессию врача, нужно идти на врача. Хочется заниматься педагогикой — поступайте на педагога. В быстро меняющемся мире вопрос «какую профессию выбрать» не совсем корректен. Всегда нужно следовать за своей мечтой, но сейчас важно понимать, как будет трансформироваться эта профессия, и какие навыки необходимы для того, чтобы быть готовым к подобным ситуациям и легко к ним адаптироваться.

Я вижу 3 ключевых вызова высшему образованию. Именно они определяют, каким компетенция необходимо готовить студентов во время обучения.

Первый вызов — это способность быть гибким и быстро осваивать новые навыки. Только на стыке профессий сегодня получается высококвалифицированный востребованный специалист.

— Но как обеспечить подготовку этих навыков? Ведь это не входит в образовательную программу?

— Это должен обеспечить вуз. Например, на направлениях «Менеджмент», «Управление персоналом» мы готовим управленцев со знаниями интернет-маркетинга. Кроме того, студент каждый семестр может взять элективный курс на свой выбор: «Школа Project Management», «Дизайн-мышление», «Коучинг в управлении», «Продажи как система».

В нынешних условиях, когда необходимо быстро перестраиваться, такой управленец сможет сам, без привлечения дорогостоящих специалистов, создать продающие группы в социальных сетях, работать с онлайн-площадками электронного бизнеса. Он знает, как с помощью цифровых технологий подбирать и оценивать персонал, поэтому может перестроить деятельность своей компании и адаптироваться на рынке. Именно на таких мультизадачных специалистов спрос будет расти.

— Расскажите подробнее, как это реализовывается в вузе?

— Каждый студент на первом курсе должен обязательно получить прикладную профессию. Студенты-дизайнеры (независимо от того, какая специализация их интересует) получают профессию графического дизайнера. Менеджеры, экономисты, управленцы осваивают интернет-маркетинг. Студенты направлений «Прикладная информатика» и «Бизнес-информатика» - разработку компьютерных игр и мультимедийных приложений.

По окончании курса студенты сдают демоэкзамены по стандартам WorldSkills. Оценивают их навыки практики, которые уже присматривают студентов себе в компанию на стажировки и ...работу. Сдав профессиональные демоэкзамены (а наши студенты за 4 года осваивают 2-3 профессии), получают еще и Skills Passport, который признан работодателями многих стран мира. Информация о его профессиональных успехах попадает в федеральную базу, доступную всем работодателям.То есть, после первого курса студенты уже прокачивают профессиональные навыки и нарабатывают опыт.

Да и на элективных курсах можно обучиться еще множеству дополнительных навыков: от эффективных коммуникаций с клиентом до основ программирования, в зависимости от собственного видения индивидуально-образовательной траектории.

— На ваш взгляд, для управленцев важны основы программирования?

— Однозначно да. Сейчас, во время больших данных, необходимо анализировать в режиме реального времени, что происходит с твоим продуктом и твоими клиентами, проводить сегментирование рынка, и на основе этого принимать управленческие решения. Поэтому для грамотного управленца основы программирования становятся обязательными.

Например, наш выпускник Влад Зелинский учился на графическом дизайне, был членом сборной WorldSkills Russia и выиграл серебряную медаль на Чемпионате Европы по предпринимательству. Это стало его второй профессией. Плюс ко всему на элективных курсах освоил создание пользовательских интерфейсов. Сейчас Влад является арт-директором крупнейшей мировой компании по организации удаленной работы IT-команд, капитализация которой во время кризиса стремительно вознеслась вверх.

— Но разве возможно, освоив смежные профессии, быть уверенным, что именно они попадут в цель?

- Одна из мудрых цитат Конфуция: «Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить».

Вуз обязан научить студента не набору стандартных знаний и решений, а научить его технологиям, вложить понимание и рефлексию того, что с ним происходит, как можно освоить специальность быстрее, лучше и эффективней, не за годы, а за короткий срок. Сейчас, когда мир так непредсказуем, эти навыки становятся ключевыми.

Что сегодня происходит в бизнесе: многие предприниматели испытывают шок и просто находятся в ситуации ожидания. А «умные» мобильно перестраивают бизнес, используют онлайн-ресурсы. Любой бизнес должен быть цифровым.

— А что значит — стать цифровым?

— Возьмем, например, сферу ресторанного бизнеса в сегодняшней ситуации: рестораны закрыты. Грамотные управленцы этой сферы понимают, как в онлайне сформировать доверие клиентов: организовать качественную доставку, проводить мастер-классы от шеф-повара – выстроить коммуникации в сети. И для таких компаний сложившаяся ситуация может стать хорошей точкой роста: с помощью инструментов интернет-маркетинга они могут завоевать дополнительную аудиторию.

Не исключено, что такие ситуации в мире будут повторяться, и наша задача — подготовить всех студентов — от дизайнера до программиста, от лингвиста до управленца — к работе в нестандартной ситуации. Чтобы быть эффективным, каждый студент должен уметь работать в удаленных командах, создавать и использовать новые средства коммуникаций и цифровой контент, знать основы продвижения в сети и инструменты цифровой аналитики.

Конечно, никогда не останутся без работы программисты и «айтишники», особенно, если они имеют несколько компетенций. Нашим студентам предоставлен большой выбор: Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений, Разработка мобильных и веб приложений, Программные решения для бизнеса, Искусственный интеллект и большие данные. Кстати, наши студенты уже завоевывали золотые медали в компетенциях «Машинное обучение и большие данные», «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений» на III Национальном межвузовском чемпионате «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия).

— А какие из цифровых специальностей будут наиболее востребованы?

— Я бы сказал иначе: будут востребованы все специальности с приставкой «цифровой» — цифровой доктор, цифровой педагог, цифровой менеджер. Сегодня необходимо создать целую систему дополнительного образования, и именно вузы должны взять на себя важную роль массовой переподготовки людей и обучению их основам цифровых технологий.

— У вас есть в этом опыт?

— Конечно. Совместно с нашими бизнес-партнерами: компаниями Napoleon IT, Antida software, Digital agency Xpage, «Цифровой Элемент» — мы регулярно организуем курсы, где отрабатываем новые образовательные технологии, позволяющие сократить срок подготовки от нескольких лет до нескольких месяцев.
Это большая возможность для всей системы высшего образования. Ведь сейчас она должна готовить не только своих студентов, но и госслужащих, и бизнес.

— Можно ли сказать, что именно практика сегодня должна лежать в основе обучения?

— Да, сегодня никому не интересен просто диплом. Работодателям нужен реальный опыт, поэтому востребованы только те специалисты, которые могут сразу приступить работе и готовы адаптироваться к меняющейся обстановке.

Практика — это и есть третий ключевой момент. Я уже рассказывал, как в нашем вузе организована подготовка по стандартам WordSkills, еще один «практический» формат - проектная работа в командах, в том числе удаленных. Обучаясь по нашей модели, студент уже на первом курсе приобретает прикладную профессию и имеет возможность участвовать в решении реальных задач для реального бизнеса.

— Речь идет только о частном бизнесе?

— Нет, сегодня государство также является постановщиком таких задач. Например, сейчас мы решаем задачу для системы здравоохранения по профилактике заболеваний в Челябинской области. В проекте участвуют и студенты-дизайнеры, которые разрабатывают брендбук для этой программы, и менеджеры, которые проводят маркетинговые и социологические исследования. Навыки, которые они получат, отличный опыт.

Также сейчас мы ожидаем кейсы для решения задач для «умного города», транспорта, городской среды. Выполняя такие общественно значимые проекты, студенты оттачивают навыки в реальной деятельности, и смогут применить их в будущем.

— Какие форматы практики способны максимально вовлечь студента в процесс работы?

— Мы используем формат проектных недель. Всего неделю студенты работают над проектом – от идеи до разработки и защиты. Часто в проекте участвуют студенты разных направлений: экономисты объединяются с рестораторами и создают свой ресторан с нуля. Лингвисты и дизайнеры делали проект по разработке веб-сайтов и каталогов на разных языках для сети отелей. При этом они жили в этих отелях, понимали, что происходит изнутри. Это отличный формат, когда за несколько дней студент учится работать в команде, концентрировать усилия, быть мобильным и нести ответственность. Всё это формируется в процессе обучения, а не после окончания вуза. Наши студенты уже четко понимают, что такое дедлайн, объем работ, паспорт проекта, воронка продаж, лиды и сегментация клиентов — всё это становится привычными рабочими инструментами.

Если смотреть правде глаза, сегодня многие преподаватели, к сожалению, по-прежнему на первое место ставят лекции, сессии и оценки. Мы вместе учимся мыслить иными категориями, которые важны для наших выпускников...

— Максим Валерьевич, подводя итог, что бы вы посоветовали абитуриентам и их родителям сегодня?

— Не отказывайтесь от профессии своей мечты. Знакомьтесь с вузами, общайтесь со студентами, которые там учатся, через социальные сети. Не нужно ориентироваться на яркие вывески и рекламные буклеты, приходите в вуз и общайтесь. Постоянно следите за новостями на сайтах вузов.

Выпускникам школ скоро предстоит поступление вуз. Мало подготовиться и сдать ЕГЭ. Есть много вопросов, на которые вам ответят только в приемной комиссии.

Другие новости

Хотите стать студентом МИДиС?

Шрифт
Кёрнинг
Гамма
Свернуть