Гостиничное дело: как устроено обучение и практика на каждом курсе

Бывает так, что выбранная профессия кажется невероятно интересной: представляешь атмосферу отелей, работу с людьми, путешествия. Но когда начинаешь искать вуз для получения высшего образования, появляются вопросы: чему действительно учат на гостиничном деле в определенном институте? Что из себя представляет практика? Не окажется ли обучение далеким от реальной работы?
Без ответов на эти вопросы лучше не спешить с выбором учебного заведения. Сфера гостеприимства — это в первую очередь про практику и практические навыки. Их нельзя освоить только из лекций и конспектов.
В этой статье разберём, как проходит обучение и практика гостиничному делу в МИДиС от первого до четвертого курса.
Как проходит обучение гостиничному делу на высшем образовании
Обучение на 1 курсе
На первом курсе студенты гостиничного дела знакомятся с профессией и шаг за шагом осваивают основы сервиса и кухни.
На занятиях по сервису студенты узнают, как сервировать стол, для чего нужны разные виды стекла, текстиля и приборов, что такое подача блюда и почему от этого зависит впечатление гостя. Каждое занятие проходит в учебном ресторане, где можно отрабатывать движения и тестировать сервировки.
Блок по кухне помогает понять внутреннюю логику ресторанного процесса: от санитарных норм до взаимодействия с поварами и составления меню. Эти знания нужны не для того, чтобы все стали шеф-поварами, а чтобы будущий менеджер знал кухню изнутри и понимал, как связаны работа кухни и качество обслуживания. Только имея такие глубокие знания, можно управлять и выстраивать процессы, знаний только менеджмента в такой сфере недостаточно.
Поэтому дисциплины гостиничного дела на первом курсе выстроены так, чтобы студент видел каждый процесс в действии.
Практика и стажировки на 1 курсе
После первого курса студенты уезжают на пятимесячную оплачиваемую стажировку в пятизвёздочные отели: Radisson, Ararat Park Hyatt, Grand Karat Sochi и другие. Студентов отбирают лично HR-менеджеры международных сетей, которые приезжают в Челябинск, проводят собеседования и приглашают студентов на практику.
Такая стажировка — первый реальный опыт работы в индустрии гостеприимства. Студенты гостиничного дела учатся работать в команде, видеть сервис глазами гостя и разбираться, как устроены процессы в международных сетях. За несколько месяцев они успевают и получить зарплату, и отдохнуть, и завести полезные знакомства.
«МИДиС не стоит на месте: нас учат-учат-учат чему-то новому, тончайшим нюансам. С Игорем Игоревичем доходим «вплоть до вилки для чего-нибудь там», чтобы потом дать гостю высокий сервис», — вспоминает студентка 4 курса Марина Швалева.
Обучение на 2 курсе
На втором курсе студенты гостиничного дела учатся искусству завтраков от английского до американского, разбирают, чем континентальный отличается от венского, как правильно подать кофе или сервировать завтрак в номер. Каждая деталь от выбора посуды до скорости подачи — влияет на восприятие уровня отеля.
Во время обучения студенты погружаются в широкий спектр направлений: сервис супов, французский и английский тип обслуживания, коктейльный и банкетный сервис, основы винной культуры и подачу деликатесов от икры и устриц до омаров. Всё это кусочки детально проработанной программы обучения гостиничному делу, которая помогает овладеть профессией в комплексе.
В сфере гостеприимства очень важны перекрёстные навыки. Нельзя спрятаться за ширму одной специальности: если ты бармен, то должен объяснить гостю, почему к блюду подают именно это вино; рецепционист — рассказывать о времени и формате сервировки завтраков. Такой кросс-функциональный подход делает специалистов гибкими и готовыми к любым задачам в индустрии.
Практика и стажировки на 2 курсе
В учебный процесс гостиничного дела добавляется дисциплина «Проектный практикум». Это вид практики, когда студенты учатся решать определенные бизнес-задачи, например, организовать коктейльную вечеринку или создать новое меню для ресторана. Это кажется несложным, но чтобы создать новое меню, нужно собрать команду, распределить роли, изучить мировые кейсы, рассчитать себестоимость и прибыль, организовать закупки и составить технологические карты.
Каждый студент получает готовый кейс в резюме и уверенность в том, что может управлять проектом в реальных условиях.
Летом студенты гостиничного дела снова проходят оплачиваемую практику с возможностью попробовать себя в другой должности или выбрать другой отель, чтобы получить обширный опыт.
«Обучаясь в институте и работая на оплачиваемых практиках, я формирую капитал из знаний и денег, чтобы потом открыть своё дело. Раньше на практике я умел только обслуживать гостей, теперь могу работать с персоналом, обучать ребят и проводить тренинги» — рассказывает студент 4 курса Демьян Перминов.
Обучение на 3 курсе
Дисциплины третьего курса гостиничного дела объединяют гастрономию, культуру, сервис и управление .
Студенты изучают, как устроены курорты разных стран, особенности национальных кухонь и традиций: почему индусы не едят говядину, как в Австрии подают завтрак, чем итальянский кофе отличается от французского, как показать свое уважение Японцу. С этими знаниями студент сможет работать в международных отелях.
Особое внимание уделяется работе с эмоциональным интеллектом и правилам общения с гостями. На парах студенты гостиничного дела учатся считывать настроение гостя, грамотно выстраивать диалог и применять техники продаж. Всё это отрабатывается на практике: кто, что и как говорит, зачем предлагает то или иное блюдо, как реагирует на просьбы и возражения. Такие «эмоциональные стандарты» становятся базой будущего управленца, ведь руководить командой без понимания людей невозможно.
Большая часть курса — практика сервиса перед гостем. Студенты фламбируют кофе и фрукты прямо в зале, филируют рыбу, траншируют мясо, готовят дрессинги и салаты, учатся работать на кофе-машине и за баром.
Отдельный блок посвящён гастрономии вкуса и барному делу. Здесь учатся подбирать и сочетать ингредиенты, создают авторские коктейли, тренируют ароматическую память и учатся определять напитки по вкусу и запах
Параллельно в обучение студентов гостиничного дела высшего образования встраивается экономика и управление: считают бюджеты, разбираются в структуре доходов отеля, учатся управлять персоналом и понимать маркетинг. Эти знания помогают соединить особенности гостиничного дела и правила менеджмента.
Практика и стажировки на 3 курсе
Помимо летней практики и проектного практикума, в конце года проходит Австрийский экзамен, который является завершением основной части обучения по сервису и кухне на высшем образовании.
Это полноценное гастрономическое мероприятие. Студенты гостиничного дела сами выбирают тему вечера, продумывают концепцию, меню, антураж и оформление. Группы превращаются в команды из шефов, маркетологов, декораторов и менеджеров.
Каждый экзамен уникален. Например, в 2025 году студенты выбрали концепцию «Гастрономическое путешествие по островам Азии». За два месяца студенты разработали блюда и напитки, вдохновленные культурой Японии, Индонезии и Таиланда, оформили зал в восточном стиле.
За это время студенты читают профессиональную литературу, разрабатывают технологические карты, составляют винную и барную карту, просчитывают себестоимость, ищут поставщиков и экспериментируют с продуктами.
«Мы часами собирали декоративную стену в актовом зале, а потом — древним китайским методом — разбирали её. Готовили осьминога, звонили шеф-поварам международных отелей, чтобы получить совет. Это была смесь усталости, вдохновения и восторга — настоящий профессиональный адреналин», — вспоминает студент Демьян Перминов.
На ужине подавали утку с персиком, суп фо-бо, креветку в пряном соусе, филе сибаса и десерт с помело — всё, от меню до эмоций, было создано студентами.
Австрийский экзамен — это символ того, что за годы обучения студенты гостиничного дела в МИДиС научились не только готовить или обслуживать гостей — они научились создавать опыт, управлять проектом и превращать идею в событие, о котором говорят.
Обучение на 4 курсе
Чему тогда учат на четвертом курсе гостиничного дела. На четвёртом курсе обучение строится вокруг управленческих навыков. Если в начале студенты осваивали сервис, гастрономию и культуру гостя, то теперь они учатся смотреть на индустрию через призму управленца.
Появляются новые дисциплины — показатели эффективности гостиничных предприятий, финансовый менеджмент, проектная деятельность и бизнес-планирование. На этих парах студенты анализируют уже существующие проекты отелей и ресторанов: считают маржинальность, рентабельность продуктов, разбирают финансовые потоки и ищут, как улучшить бизнес-модель. В рамках крупных заданий создают собственную организацию.
Большое внимание уделяется английскому языку для индустрии гостеприимства. Студенты изучают профессиональный английский с 1 курса, отрабатывая его через различные ситуации в реальной работе.
Здесь студенты завершают своё профессиональное образование гостиничному делу в нашем учебном заведении, полностью готовые к самостоятельной работе в сфере гостеприимства.